Конституционный суд Таджикистана вынес решение по спору между Налоговым комитетом РТ и компанией «Вавилон-М» в пользу государства. По сути, это последняя инстанция, на которую могла рассчитывать компания в своем споре с Налоговым комитетом. Предмет спора – налоговая задолженность в 341 млн сомони.
Генеральный директор «Вавилон-М» Бехзод Файзуллоев, который на протяжении года решает спор с Налоговым комитетом по поводу своей многомиллионной налоговой задолженности, получил ответ из Конституционного суда РТ. В эту инстанцию он обратился, чтобы определить законность действий налогового органа.
Бехзод Файзуллоев в своем обращении просил Конституционный суд рассмотреть соответствие пункта 7 Положения о подсчете реальной стоимости продукции, на основании которого Налоговый комитет действовал во время проверки «Вавилон-М», пунктам 12, 32 и 45 Основного закона Таджикистана. Данные пункты регулируют предпринимательскую деятельность, имущество и выплату налогов.
Основой для обращения послужило требование Налогового комитета выплатить со стороны сотового оператора налоговую задолженность в размере 341 млн сомони. По мнению гендиректора компании, налог в Таджикистане определяется не на основании Положения, а на основе закона, но действия Налогового комитета опираются на это Положение и противоречат законодательству.
В решении Конституционного суда, которое опубликовано в правительственной газете «Садои мардум» от 8 июня, говорится, что суд состоялся 28 мая 2015 года под председательством судьи Махкама Махмудзода. Суд постановил, что пункт 7 Положения по калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях и в организациях Республики Таджикистан, утвержденного Постановлением правительства от 12 мая 1999 года №210, признан соответствующим статьям 12, 32 и 45 Конституции Республики Таджикистан.
В случае даже если долг будет погашаться поэтапно, самой компании и отрасли в целом будет нанесен значительный ущерб, считают эксперты.
Бей своих, чтобы чужие боялись?
Экономический обозреватель Шер АКБАРОВ считает, что недавнее решение Верховного суда в отношении компании «Вавилон», с одной стороны, стало примером верховенства закона в стране. Данное решение, которое прошло практически все инстанции судов и до самых верхов, показало, что система работает слаженно и никаких противоречий в судебной практике по данному делу у закона не возникло. Однако есть и другая сторона медали.
— «Вавилон» – одна из самых успешных и больших компаний Таджикистана. Она является крупным работодателем в республике, — напоминает эксперт. — Компания исправно платит государству все виды налогов, наполняя местный и республиканский бюджет деньгами, необходимыми для выполнения государством своих социальных обязательств. Не сомневаюсь, что компания вела все это время очень детальную и кропотливую работу с Налоговым комитетом, который практически владеет всей финансовой информацией компании по первому запросу. Здесь возникает вполне резонный вопрос. Почему именно здесь и сейчас хотят «наказать» компанию? Если будет принято решение о выплате «налоговых задолженностей и штрафов», то компанию либо придется продать с молотка вместе с долгами, либо компания постарается договориться и подписать соглашение с Налоговым комитетом о поэтапном погашении налоговых выплат. Либо компания просто закроется, и на улице останутся сотни безработных профессионалов в области информационных технологий, управления, технических профессионалов и несколько тысяч родителей и детей сотрудников, которые напрямую зависят от их зарплаты.
В любом случае, по мнению Акбарова, компании будет нанесен непоправимый экономический ущерб, и она уже не сможет конкурировать с другими, более крупными игроками на рынке телекоммуникаций:
— Судя по выбранной тактике, государство поставило цель — обанкротить и закрыть компанию. Если это является главной целью, то говорить о привлекательности Таджикистана как инвестиционного «рая» еще очень и очень рано. Бей своих, чтобы чужие боялись, – суть данного процесса…
Стимул «наказать»
По мнению экономиста Нозима ИШАНКУЛОВА, частный сектор в Таджикистане находится под большим давлением. Излишнее государственное регулирование и отсутствие четких правил игры создают риски для инвестиций.
— Налоговая система Таджикистана носит абсолютно карательный характер, ни о каком стимулирующем воздействии налогов речи нет. Дело против «Вавилон-мобайл» не первый и не последний пример выкачивания денег из успешно работающего предприятия. Таможенной службе и Налоговому комитету дали поручение срочно пополнить бюджет, после того как план по сбору доходов в первом квартале не был выполнен, — считает эксперт.
Еще одна причина активности Налогового комитета, по мнению Ишанкулова, — это право распоряжения половиной средств, поступающих в качестве штрафов. Подобное условие создает хороший стимул для обвинения компаний в нарушениях и назначения штрафа в качестве наказания.
— Мне известно, что руководство сотовой компании не таит надежд на выигрыш в таджикском суде, а к предложению обратиться в зарубежные суды относится скептически. При таком раскладе Налоговый комитет даст возможность компании выплачивать долг по частям, потому как в бюджете денег мало и сейчас требуется хотя бы часть.
Экономист напоминает, что отрасль связи является фактически единственной в Таджикистане, которая успешно развивается и генерирует прибыль. Поэтому неоднократные случаи «выбивания» налогов с сотовых компаний являются неслучайными:
— Такая практика привела к перекосу налогового бремени в стране, что было выявлено в ходе исследования эксперта ПРООН Рафката Хасанова. По его расчетам, налоговое бремя отраслей транспорта и связи уже в 2012 году находилось на крайне высоком уровне, и дальнейшее его увеличение приведет только к сокращению отрасли. Это притом что тогда еще не было акцизного налога и такой высокой платы за абонентский номер.
Постоянное изъятие ресурсов у частного сектора не может пройти бесследно для всей экономики. Экспертом Хасановым было выявлено, что растущее налоговое бремя снижает рост экономики Таджикистана. Он подсчитал, что увеличение налогового бремени всего на 0,01% ВВП снижает темпы роста ВВП на целых 0,12%, т.е. в 12 раз.
Куда катится рынок телекоммуникаций?
На настоящий момент отрасль телекоммуникаций, еще недавно одна из самых динамично развивающихся отраслей таджикской экономики, входит в стагнацию, с сожалением отмечает председатель ОО «Центр свободного рынка Таджикистана» Константин БОНДАРЕНКО.
— Согласно данным Службы связи при Правительстве РТ, рост доходов отрасли был в 2012 и 2013 годах соответственно 17 и 15,7% по отношению к предыдущему году, достигнув на конец 2013 года 2,64 млрд сомони. При этом более 95% всех доходов отрасли составил доход частных компаний, — напоминает эксперт. — Однако уже в 2014 году рост доходов отрасли составил немногим более 1%. Одной из причин падения темпов роста явилось общее изменение экономической ситуации, связанное со снижением объемов денежных переводов в Таджикистан и падением курса его национальной валюты. Тем не менее оба эти фактора не являются единственными причинами торможения роста отрасли. В значительной мере сказывается влияние более высокого налогообложения отрасли. Так, компании — операторы сотовой связи и интернет-провайдеры кроме традиционных видов налогов платят более высокую ставку налога на прибыль – 25% (для большинства других отраслей – 15%), акцизный налог, введенный в 2011 году в размере 3% от цены услуг и повышенный до 5% в апреле 2015. Кроме того, операторы связи уплачивают так называемые «лицензионные сборы» в размере 2,5% от валового дохода компаний ежеквартально, являющиеся не платой за лицензию, а представляющие собой по сути квазиналог.
Подход к более высокому налогообложению отрасли телекоммуникаций был, очевидно, обоснован тем, что мобильная связь и Интернет стали настолько неотъемлемым атрибутом жизни каждого человека, что даже определенный рост цены на услуги, вызванный высоким уровнем налогообложения отрасли, не приведет к снижению высокого спроса на услуги. Это предположение является лишь частично верным, т.к. не учитывает двух важных факторов — на чем именно основан в Таджикистане рост спроса на товары и услуги, а также что крайне сложно определенно предсказать, в какой именно момент потребитель реагирует на повышение цены и снижает объем потребления определенной услуги.
Учитывая, что спрос на товары и услуги в Таджикистане в основном основывается на поступающих в страну денежных переводах, то как только переводы упали, упал и спрос на многие услуги.
Отдельным негативным фактором, препятствующим развитию отрасли, является деятельность регулятора отрасли – Службы связи. Служба связи, будучи аффилированной с государственной компанией «Таджиктелеком», часто действует в пользу последней, и ее инициативы носят антиконкурентный характер.
Отдельные ситуации, как та, которая сложилась вокруг компании «Вавилон-М», дополнительно могут повлиять на инвестиционную привлекательность отрасли. Непредсказуемость и высокий уровень риска бизнес-среды явно не те факторы, которыми можно заманить инвесторов.
Между тем четыре крупные компании мобильной связи Таджикистана – Babilon-M, Tcell, Beeline и «Мегафон» – на своих официальных сайтах объявили в субботу, что начиная с 1 июля вводят ежемесячную абонентскую плату за пользование абонентским номером в размере 80 дирамов, с учетом НДС и акцизного налога. Как отмечается в сообщении, указанная абонентская плата введена в связи с существенным увеличением ставки за использование ресурсов нумерации Службой связи при правительстве РТ.
В сообщении напоминается, что абонентская плата взимается отдельно, за каждый абонентский номер, независимо от тарифного плана, который использует клиент.
Ранее Служба связи издала распоряжение о повышении тарифа за аренду мобильных номеров и NGN в 18 раз. Если ранее аренда одного номера в месяц обходилась клиенту в 10 дирамов, то теперь эта цифра возросла до 1,82 сомони, и взимается она за счет самого пользователя.
По данным экспертов, только активные пользователи в год пополняют бюджет Службы связи на 139 миллионов сомони.
Ранее аренда мобильного стоила недорого, и поэтому мобильные компании покрывали эту статью расходов за свой счет, клиенты этого не ощущали. Однако резкое повышение арендной платы в 18 раз вынудило компании покрывать эти расходы за счет самих клиентов.
Добавить комментарий